Home / Обзоры / Краткий обзор рынка рекламы в российских аэропортах

Краткий обзор рынка рекламы в российских аэропортах

Что ждёт данный сегмент рекламного рынка в сложившейся экономической ситуации, сумеет ли он сохранить свое лидерство в общем сегменте indoor-рекламы, и куда в кризис летают россияне?

Бюджет

В 2012 году портал All-Indoor провёл исследование распределения основных indoor-площадок по объёмам продаж. Тогда аэропорты заняли первое место в сегменте indoor-рекламы с 27,2% объёма рынка в денежном выражении. В 2014 году общие затраты на indoor-рекламу составили 4,1 млрд руб. Тогда же эксперт рынка, и в то время гендиректор Advance Group Алексей Омельченко оценил, что непосредственно на рекламу во всех аэропортах пришлось 32% бюджетов в сегменте, или около 1,3 млрд руб. Для сравнения: затраты на наружную рекламу в прошлом году, по версии АКАР, достигли 40,6 млрд руб. Согласно оценке комиссии экспертов АКАР объём indoor-рекламы за первую половину 2015 года составил всего 1.43 млрд. руб. В сравнении с цифрами прошлого года падение составило 11%. Соответственно приближенно можно говорить о сумме в 1 млд руб. в 2015 году на рекламу в российских аэропортах или менее 3% от общих затрат на наружную рекламу.

1
Сегмент в России и в мире

На сегодняшний день реклама в аэропортах России — пока очень маленький сегмент рекламного рынка, во всем мире аэропорты являются одним из самых развитых и устойчивых рекламных сегментов. Лидер этого сегмента рынка – компания JCDecaux.

Факторы популярности рекламы в аэропортах вполне объяснимы: в первую очередь это большой пассажиропоток (что приносит данному сегменту indoor один из самых высоких OTS, стоит отметить, что сейчас Россия переживает падение объема авиаперевозок – в первом полугодии 2015-го общий пассажиропоток просел на 0,7 %, падение рынка по международным рейсам по данным опубликованным «Росавиацией» составило 14,2 % – прим. редакции All-Indoor) и специфика целевой аудитории – пассажиры аэропортов в большинстве своём люди платежеспособные, которых могут заинтересовать рекламируемые продукты (в том числе, класса «премиум»). По мнению агентства Kinetic именно в аэропортах «формируется сильное коммуникационное пространство». Что в сочетании с растущим пассажиропотоком гарантирует рекламодателям хорошие результаты.

О позитивных факторах в пользу коммуникаций в аэропортах говорят и другие источники. Ряд проведенных исследований (Eye Fly Travel Panel, Feb 2010; JCDecaux Airport, Airport Stories, 2012) показывает положительный отклик на рекламу в аэропортах: 85% пассажиров нравится реклама в аэропортах, 71% имеет время, чтобы ознакомиться с рекламными сообщениями. Это неудивительно, ведь нахождение в аэропорту занимает довольно много времени. В отчете JCDecaux Airport AER говорится о средней продолжительности визита в 2,5 часа.
2
Сегмент в Москве и в регионах

В России до недавнего времени на indoor-площадках в аэропортах работал ограниченный пул компаний, крупнейшими из которых на федеральном уровне является AMS Group, «Аэрогрупп» в столице, в конце прошлого года подразделение Russ Airport Media объявило о планах на установку цифровых рекламоносителей в аэропорту «Пулково».

Ранее на рекламу в трёх аэропортах столицы приходилась наибольшая часть рекламных бюджетов всего сегмента. Связано это было с относительно высокой ценой размещения. К 2015 году ситуация поменялась, эксперты, уже накопившие аналитику по оценке эффективности indoor, среди наиболее востребованных площадок выделяютрегиональные аэропорты. Т.е. относительно недорогие indoor-носители, использование которых позволяет добиться хорошего охвата при сравнительно небольшой цене.

Однако процессы, происходящие на российском рекламном рынке в период кризиса меняют ландшафтную карту игроков сегмента. Все больше случаев, когда «старожилы» теряют площадки и на них заходят местные и федеральные игроки. Так в июле 2015 года портал All-Indoor сообщил, что челябинские рекламисты «потеснили» AMS Group в аэропорту «Баландино», а агентство Navigator получило статус официального рекламного оператора международного аэропорта «Воронеж».

«За 3 месяца работы агентство обеспечило более чем 80%-ти процентную загрузку рекламных площадей, в большей степени за счет локальных клиентов. Долгосрочные контракты заключены с представителями различных отраслей, ориентированных на путешествующую и обеспеченную аудиторию – гостиничный бизнес, жилая недвижимость, автомобили, туризм, товары сегмента «люкс». При участии агентства разработана и реализована гармоничная концепция размещения средств рекламы в здании аэропорта. В сентябре стандартные рекламные форматы (световые короба, брендирование, промо-места) были дополнены современными digital-возможностями для охвата интернет-аудитории — агентство начало эксклюзивное размещение полноэкранных баннеров в wi-fi сети транспортного узла. На 2016 год запланирован ввод в эксплуатацию уникальных рекламных конструкций на прилегающей к аэропорту внешней территории», — говорит исполнительный директор агентства Navigator Татьяна Головина.

Федеральный indoor-оператор «Мартин Иден» предоставляет своим клиентам рекламные возможности в аэропортах Новосибирска, Тюмени, Хабаровска и Челябинска (в Тюмени и Хабаровске на эксклюзивных правах).

В 2015 году компания «Мартин Иден» объявила о сотрудничестве с аэропортовой сетью «Новапорт». За последние несколько лет «Новапорт» инвестировал около 1 млрд. рублей в развитие неавиационных бизнесов в аэропортах сети (Новосибирск, Челябинск, Астрахань, Волгоград, Чита, Томск, Барнаул, Тюмень, Мурманск). Рекламный бизнес для сети «Новапорт» — сугубо арендный. Во всех аэропортах оптимизированы концепции зонирования аэровокзальных комплексов и привлечены федеральные узнаваемые бренды.

С августа 2015 года компания «Мартин Иден» стала эксклюзивным подрядчиком и «поставщиком» рекламы на территории и внутри аэропорта «Рощино» в Тюмени. Теперь клиентам компании «Мартин Иден» доступны все рекламные возможности тюменского аэропорта: от лайтбоксов, подвесных конструкций до брендирования элементов инфраструктуры, напольных стикеров, нестандартных видов размещения. Бонусом идет совместная с клиентом разработка эффективных нестандартных идей, знание технологий и материалов.

«В прошлом году общий пассажиропоток аэропорта «Рощино» составил 1 369 094 человек. За 8 месяцев 2015 года общий пассажиропоток – уже 965 578 человек. Если рассмотреть динамику пассажиропотока, то можно заметить положительную тенденцию. Данный показатель позволяет косвенно оценить эффективность проведения рекламных кампаний в аэропорту. Также стоит отметить, что для Тюменской области аэропорт выполняет роль транспортного хаба перевозки пассажиров в другие города России и зарубежья», – отмечает Кристина Лобова, руководитель indoor отдела «Мартин Иден».
1
Вся надежда на внутренние перевозки

Кризисная ситуация с пассажиропотоком на международных рейсах в России отчасти компенсировалась ростом рынка внутренних перевозок. Эксперты отмечают, что падение международных перевозок может быть восполнено ростом перевозок внутрироссийских.

«В сегодняшней экономической ситуации характерно перераспределение пассажиропотока. Отмечается снижение платежного спроса населения по международным направлениям и соответственно уменьшение количества рейсов. Вместе с тем наблюдается увеличение пассажиропотока на внутренних маршрутах», – заявил представитель аэропорта Уфы.

Экономический кризис отнюдь не помогает сегменту indoor, который не является ключевой площадкой в медиа-миксе, и зачастую закупается по остаточному принципу. Но приход опытных игроков рынка на новые для себя площадки в региональных аэропортах при адекватной ценовой политике способен сформировать спрос на размещение рекламы на территориях региональных аэропортов, особенно при проведении крупномасштабных рекламных кампаний.

«Общее уныние на рынке безусловно сказывается и на этой площадке (indoor-реклама в аэропортах – прим. ред. All-Indoor). Снятие бюджетов крупных клиентов, а также существенное уменьшение международного трафика отразилось на заполняемости инвентаря и не в лучшую сторону. При этом нет впечатления, что бюджеты переносятся в другие подсегменты indoor-рекламы. Каждая площадка, что называется «живет своей жизнью», вернее жизнью клиента, интересующегося целевой аудиторией площадки. Плюс волатильность рубля не добавляет оптимизма, но это уже другая история», — резюмирует Игорь Шмуйлов, директор ooh-департамента агентства Mindshare.

 

Источник http://all-indoor.ru/

 

About Vitaly Korol

Check Also

Новые технологии в рекламе

«Мобильный приоткроет занавес» Передовая технология Light ID от Panasonic научит дисплеи общаться с телефонами. На ...